Район Крылатское — одна из самых болевых точек гаражно-парковочной проблемы в Москве. Каждый день здесь становится на 3 – 4 машины больше. А пространство, не занятое автомобилями, сжимается, как шагреневая кожа.
Крылатская улица встречает гостей строем припаркованных на ней машин — по три ряда с каждой стороны. Дворы района забиты автомобилями «под завязку». «В 7 часов вечера заехать во двор нельзя: пробки огромные. Я 200 метров до дома еду полчаса», — говорит житель дома № 30 (к. 7) по улице Крылатские холмы — Андрей Величкин.
В 2002 году в Крылатском снесли около 1500 гаражных боксов и «ракушек» (кооперативы «Трэк», «Причал», «Трэк-4»). По решению суда в ближайшее время сотрут с лица крылатской земли гаражно-строительный кооператив (ГСК) «Крыло-С». Следующим после него в очереди на снос — «Родник-6». Значит, еще 380 машин останутся «бездомными». Куда их переместят владельцы? «Путь им один — во дворы. Опять!» — уверена местная жительница Елена Капичникова.
« Катастрофическую ситуацию с парковкой в Крылатском нужно как-то исправлять», — поняли крылатские автомобилисты. А как? Лишней земли для новых гаражей в районе как не было, так и нет. Единственным решением проблемы сочли строительство многоярусных паркингов на местах старых гаражных кооперативов. Но сделать это оказалось не так просто…
В далекие 90-е годы, когда строилиcь металлические боксы ГСК Крылатского, их продавали автовладельцам без земли. Уже в 1997 году территорию почти всех крылатских гаражных кооперативов ввели в особо охраняемую природную зону (Москворецкий парк). Поэтому сегодня земля, на которой стоят местные ГСК, юридически им не принадлежит. Их существование — вопрос доброй воли правительства Москвы. В любой момент эти гаражи могут снести на законных основаниях. А вот строить взамен многоярусные паркинги местным жителям пока никто не разрешал и не обещал.
Большинство крылатских автовладельцев уже почти не надеются сохранить за собой парковочные места. Но кое-кто все же продолжает бороться за свои интересы и интересы своих соседей по району. Эти люди верят, что смогут добиться полагающейся им компенсации в виде новых многоярусных гаражей.
Сражаясь за такой паркинг, кооперативы «Холмы», «Сирен», «Фили-Кунцево» и «Родник-6» еще в 2006 году создали объединение «Гаражная инициатива «Крылатское». «Вместе — мы сила! — объясняет председатель «Холмлв» Алексей Панфилов. — Одно дело продвигать проект нового гаража от лица 200-т человек и совсем другое — от лица 1200-т».Члены «Гаражной инициативы» не ждут у моря погоды. Уже много лет они разрабатывают разные проекты. Например, предлагают снести боксы «Холмов» и на их месте построить обвалованный (с подземной частью) гаражг на 2000 – 2500 мест. Стену со стороны парка инициаторы проекта хотят засыпать землей. «Пусть там травка растет, букашки бегают», — поясняет член ГСК «Холмы» — Виктор Петрович.
На своем пути к желанным многоярусным паркингам «Гаражная инициатива «Крылатское» встретила не одно препятствие. Например, в марте 2004 года Правительство Москвы приняло Постановление № 157. По нему гаражные кооперативы «Холмы», «Сирен», «Фили-Кунцево» и «Роднико-6» должны были уступить свою территорию («напротив владений 3 – 43» по улице Крылатские Холмы) спортивно-рекреационной зоне. Заняться ее обустройством при поддержке компании «Рыбстройинвест» собирался тогда Геннадий Жигарев.
Но случались и победы… В 2007 году члены объединения добились пересмотра проекта планировки Москворецкого парка. Благодаря им границы этого особо охраняемого природного объекта сейчас только обозначены, но официально не утверждены. А значит, надежда построить на месте ГСК «Гаражной инициативы» новые паркинги может продолжать жить.
Крылатский кооператив «Трэк-4» вступил на тропу борьбы за новые многоярусные гаражи аж 5 лет назад. К 2008-му году его члены успели вытребовать компенсационный многоярусный паркинг за снос своих металлических боксов. Но строить его пока так и не начали.
На роль председателя некоммерческого партнерства членов ГСК «Трэк-4» выбрали Марину Козину (депутата Муниципального Собрания). Она живет в Крылатском уже больше 10 лет. И хотя не очень любит водить машину («слишком нервничает в московских пробоках»), в 1995 году с легкостью сменила работу воспитателя в детском саду на должность директора ГСК «Трэк-4».
Еще в 2002 году она сделала невозможное: отвоевала для «Трэка-4» 250 гаражей — их не стали сносить и оставили на Крылатской 19/21. Потом Козина вытребовала, юридически оформила и построила для своего кооператива экологически чистую стоянку на 200 мест — как компенсацию за 200 снесенных боксов. Следующим шагом стало письмо крылатских автовладельцев Лужкову с рассказом о массовом сносе кооперативных гаражей. Столичный мэр взял ситуацию под свой контроль и распорядился: «Найти Решение!». Марина Козина нашла: она предложила снести остатки гаражей Трэка-4, а на их месте (на Крылатской 19/21) построить многоярусный паркинг на 500 мест. Проект одобрили, и строительство разрешили. Но только при условии корректировки границ природоохранной территории «Москворецкий парк». «То есть, если мы будем использовать для строительства территорию парка (имеется в виду Крылатская, 19/21– асфальтированная площадка с гаражами), по закону мы должны перед этим ввести в природный комплекс такую же по размеру территорию, прилегающую к нему (компенсационный участок)», — объясняет Марина Козина. »Трэковцы» приняли это условие. Они даже предложили посадить новые деревья, поставить лавочки на компенсационном участке. Постановление о корректировке границ природоохранной зоны в 2004 году подписали В.И. Ресин, А. В. Кузьмин, Ю.В. Росляк… Не подписал только префект Ю.М. Алпатов. Срок действия постановления истек. Теперь члены некоммерческого партнерства уповают на распоряжение Правительства Москвы № 3123-РП . Сбудутся ли их надежды, станет известно только летом 2009 года.
Хотя многого в своей борьбе за новые многоэтажные гаражи местные автовладельцы уже добились, иногда, натыкаясь на очередную стену, они опускают руки: «Если кто-то может дать дополнительных денег «кому надо», то мы таких денег дать не можем, — говорит Марина Козина. — Нам остается только один путь — прямой и законный. Но пока что он для нас тоже трудно проходим».
Чтобы поддержать автовладельцев Крылатского в их борьбе, Объединение городских экспертов «Соседи» решило прийти к ним на помощь. «Пытаясь помочь жителям Крылатского наладить диалог со столичными властями и сдвинуть с мертвой точки строительство в этом районе дополнительных гаражей и парковок, мы подготовили аналитическую записку на имя В.И. Ресина. Там речь идет о нехватке парковочных мест в целом по району и о предлагаемых жителями решениях этой проблемы, — рассказывает координатор ОГЭ «Соседи» Георгий Прокопов. — Надеемся, эта записка изменит ситуацию к лучшему или хотя бы прояснит ее». Смогут ли «Соседи» помочь автовладельцам Крылатского — покажет время.
Елена ПОТАПОВА