Усадьба Шаховских на Большой Никитской
История
В 1886 этот дом XVIII века был перестроен его владелицей княгиней Шаховской-Глебовой-Стрешневой. Архитектор Константин Терский пристроил к дому крыльцо в формах XVII века — со столбами-»кубышками», висячей «гирькой» и шатром. В центре полукруга служебных строений он возвел ворота с «крепостной» башенкой. В Калашный переулок выходили два флигеля, один из которых был решен в той же древнерусской стилистике. Парадный двор усадьбы Шаховских был одним из самых романтических и живописных в Москве.
Современность
В 1990-е в усадьбу въехал Театр «Геликон-опера». Когда этот театр пожелал иметь вторую, большую сцену, правительство Москвы разрешило ему строить ее прямо на месте усадебных дворов — признанного памятника архитектуры федерального значения. Проект предполагал превращение исторического двора в крытый амфитеатр на 500 мест. Для этого нужно было перекрыть оба усадебных двора: передний становится зрительным залом, а задний — сценической коробкой. Чтобы вместить коробку сцены в малый задний двор, запланировали разрушить правый флигель в Калашном переулке, оставив ему только наружный фасад. В феврале 2009 года под знаменем «реставрации с приспособлением» начался снос кровель, внутренних и задних стен флигелей. От «крепостной» башенки остался лишь передний фасад.
« Архнадзор»
Только появившееся тогда движение «Архнадзор» не могло промолчать, наблюдая этот «реставрационный» вандализм. Были брошены все силы на то, чтобы привлечь к происходящему внимание прессы. Архнадзоровцы предлагали остановить снос исторических строений на территории усадьбы Шаховских; приступить к противоаварийным работам; для строительства Большой сцены выделить театру «Геликон-опера» дополнительную территорию. Масса писем была отправлена во все возможные инстанции от имени граждан, не желавших смириться с готовящимся разрушением памятника. Власти предложения архитекторов-активистов и общественности благополучно проигнорировали.Тогда, 22 февраля 2009 года «Архнадзор» устроил пикет под лозунгом «Усадьбе Шаховских — защиту закона». Кроме того, участники движения вознамерились защитить архитектурный памятник в судебном порядке и подали заявление в прокуратуру.
Увы, все тщетно. Запланированные и согласованные разрушения в усадьбе Шаховских были осуществлены уже в мае 2009-го. 25 мая многочисленные телекамеры запечатлели споро работающую мощную технику на месте, где еще недавно цвела архитектурная сказка Константина Терского. В результате «реставрации с приспособлением» на территории усадьбы Глебовых-Стрешневых-Шаховских на Большой Никитской полностью снесены подковообразные служебные корпуса со сводами; от флигелей остались одни фасадные стены.
18 октября, 2010 в 6:44
« Архнадзор» призывает к «научной реставрации усадьбы Глебовых-Стрешневых-Шаховских на улице Большой Никитской».
У меня вопрос?
Что именно они призывают реставрировать? Какое здание по их имению должно предстать перед взорами москвичей?
Немного об истории этой усадьбы (справка дана на основе книги Ю.Федосюка «Москва в кольце Садовых» и других исторических источников):
Владение №19 по ул. Большая Никитская с середины ХУ111 века до 1918 года принадлежало старинному роду Шаховских-Глебовых-Стрешневых, последняя представительница этого рода, княгиня Евгения Федоровна Шаховская-Глебова-Стрешнева к концу 1870-х годов перестроила главный дом ХУ111 века, дополнила его пышной аркой и придав фасаду аляповатую, тяжеловесную отделку.
При реконструкции проводимой в ниши дни найдена кирпичная кладка с маркировкой «1959 год», датой изготовления кирпича. Откуда в памятнике XVIII-XIX века кладка 1959 года? Ответ прост — в 50 –е годы ХХ века проводился крупномасштабный ремонт этого здания. Кирпичом закладывались те разрушения, которые нанесла фугасная бомба, попавшая в здание в 1942 году. Вероятно, это был первый и последний капитальный ремонт здания.
Т.о.сомнительно считать усадьбу Шаховских-Глебовых-Стрешневых, во круг которой «Архнадзор» развил бурную деятельность, архитектурным памятником XVIII-XIX века. Скорее можно говорить о комплексе зданий, где присутствуют различные временные постройки.
Доподлинно известно, что к одному из фасадов старого барского дома княгиня Евгения Федоровна пристроила по проекту архитектора К. В. Терского полукруглое здание домашнего театра. Его окончательная отделка была завершена в 1883 году. По воспоминаниям современников «там находилась всего одна ложа, которую каждое воскресенье, когда давались представления, занимала сама княгиня, а партер заполняли окрестные дачники».
Указ Сената от 24 марта 1882 года отменил монополию императорских театров в Петербурге и Москве. В столицах официально разрешили театры, работающие на коммерческой основе. Театр на Никитской стал одним из первых в Москве театров, который действительно являлся частным. По фамилии антрепренера он назывался «Парадиз», что в переводе с немецкого означает «рай».
В феврале 1885 года Е. Ф. Шаховская-Глебова-Стрешнева начала строительство нового парадного зала на втором этаже главного дома. Проект зала, украшенного по периметру двадцатью колоннами коринфского ордера выполнил архитектор К. В. Терской. Позднее зал был назван Белоколонным, он предназначался для проведения общественных собраний и благотворительных концертов.
На рубеже Х1Х и ХХ веков в на театральных подмостках усадьбы блистала несравненная Сара Бернар, здесь играл молодой К.С.Станиславский, в трудную для себя годину здесь нашла пристанище частная опера Саввы Ивановича Мамонтова, эти стены помнят голос Ф.И.Шаляпина и голос Н. И. Забела-Врубель, здесь обрел свой дом оперный театр Сергея Ивановича Зимина.
В 1917 – 1918 на сцене Белоколонного зала работал Камерный театр под руководством выдающегося режиссера XX века Александра Яковлевича Таирова. В своей книге «Страницы жизни» Алиса Коонен пишет, что спустя несколько дней, утром раздался звонок Таирова: «Алиса! Кричите ура! Сообщаю новый адрес Камерного театра. Записывайте! Москва, Большая Никитская, дом 19, во втором дворе» (напомним, что вход в главный дом расположен за вторыми проездными воротами по улице в сторону от центра города).
С конца 30-х годов на Никитской, д.19 находился Московский клуб медицинских работников. Именно сюда, будучи студентами, мы бегали чтобы увидеть и услышать то, что было запрещено. Именно здесь я впервые прикоснулась к творчеству А.А.Тарковского.
И вот, наконец, 1990 год, год создания МОСКОВСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕАТРА «ГЕЛИКОН-ОПЕРА». Произошла «смычка времен» молодой оперный режиссер, выпускник ГИТИСа создает оперный театр, и где в доме, который изначально был задуман (княгиней Е.Ф. Шаховской-Глебовой-Стрешневой) как театральная площадка.
Дом жив, пока жива его душа. Сегодня душа этого дома — «ГЕЛИКОН-ОПЕРА», один из лучших, а скорее лучший оперный театр нашей страны.
Сегодня все СМИ пестрят гневными нападками «Архнадзора» на «ГЕЛИКОН-ОПЕРУ». Что стоит за действиями «Архнадзора»? Некомпетентность или намеренное введение в заблуждение общественности? Что это? Желание действительно сохранить облик родного города или планомерное «выдавливание» театра с родного, «наигранного» места?
Когда мы научимся видеть главное за той пылью, которую нам пускают в глаза. Сегодня «Архнадзор» призывает «спасите камни ради камней», Я же призываю ВСЕХ действительно повернуться лицом к родному городу и сделать то, что когда-то задумала княгиня Евгения Федоровна Шаховская-Глебова-Стрешнева. Призываю отстоять право «ГЕЛИКОН-ОПЕРЫ» на реконструкцию, тем более, что действительно проводится бережная реконструкция, а не вандальное разрушение, о чем любит откровенно преувеличить «Архнадзор».
25 февраля, 2011 в 9:15
С момента написания мною первого комментария прошло немногим более 4-х месяцев. И что же? Работы по реконструкции здания театра так и не были возобновлены.
http://community.livejournal.com/ru_helikon
Может произойти непоправимое, Москвы может потерять замечательный театр. Может быть кто-то из Вас, зашедших на этот сайт выскажет свое неравнодушие к театру, я призываю Всех — зайдите на сайт, созданный неравнодушными зрителями театра вот его адрес —